Геноцид



Георгий Мамулиа: Грузия должна однозначно признать совершенный Российской империей в XIX веке геноцид черкесов
  16.06.2010
giorgi_mamulia.jpgВ последний период власти Грузии стали делать определенные шаги в отношении Северного Кавказа. В этом контексте 20-21 мая в Тбилиси состоялась конференция, на которой представители разных стран региона обсудили проблематику Кавказа. В рамках конференции черкесский народ обратился к парламенту Грузии с просьбой, принять резолюцию о признании совершенного Кремлем преступления. За данным обращением последовали неоднозначные отзывы не только со стороны проживающих в России черкесов, но и части грузинских экспертов.

В частности, проживающие в России черкесы называют пропагандистскими шаги грузинских властей и конференцию, проведенную по проблематике кавказских народов. А часть экспертов полагает, что, признавая геноцид черкесов, Грузия окажется в неудобном положении перед Арменией. Несмотря на все это, один из лидеров парламентского большинства, Нугзар Циклаури, заявляет, что "во внешней политике Грузии Северный Кавказ будет приоритетным". Насколько будет правомерным со стороны Тбилиси признание геноцида черкесов? Последуют ли за этим требования о признании Грузией геноцида и других народов? На эти вопросы "Пирвели" беседовал с экспертом в вопросах Кавказа, Георгием Мамулия.

"Черкесский вопрос, на мой взгляд, вполне может сыграть такую же роль катализатора в ближайшем будущем для национально-освободительного движения западного Северного Кавказа, как в начале 90-х для восточного Северного Кавказа  - выступления чеченцев. Следует помнить, что за последние два века в результате российской империалистической политики западная часть Северного Кавказа значительно больше пострадала, нежели восточная часть этого региона. Вспомним, что в XIX веке российская империя уничтожила и переселила в страны Ближнего Востока, по меньшей мере, 1,5 миллионов черкесов. Это, как мне представляется,  временно переломило хребет потенциалу сопротивления живущих на северном черноморском побережье кавказцев, что и проявилось во время событий 1918-1921 годов. Несмотря на то, что в то время население istoria.jpgРоссии было разделено на т.н. "белых" и "красных", что дало возможность народам Кавказа, хотя бы временно восстановить свою независимость. В то время этой возможностью реально воспользовался лишь восточный Северный Кавказ, т.е. Дагестан, Чечня и Ингушетия. Хоть и в состав созданного в 1918 году Союза горцев формально входил весь северный Кавказ, лишь только дагестанцы, чеченцы и ингуши оказали жестокое сопротивление сначала "белым", а затем и большевикам. Что касается западного Северного Кавказа, его потенциал противостояния в то время, видимо, еще не был восстановлен после геноцидальной политики царской России 60-х годов XIX века. Этому процессу, также, как и резкому возрождению национального самосознания среди черкесов, нужно было, по меньшей мере, полтора века. Именно этим было обусловлено и то, что даже в начале 90-х годов главный центр национально-освободительного движения северных кавказцев находился в восточной части этого региона, в частности, в Чечне.

Вместе с тем, не стоит забывать, что на развитие национально-освободительного движения на сегодняшнем уровне даже в восточной части Северного Кавказа, в частности в Дагестане, понадобилось довольно много времени. Соответственно, не нужно удивляться тому, что на развитие идей независимости среди черкесов понадобилось больше времени, чем в более компактно населенных кавказцами Чечне, Ингушетии, или Дагестане.

На сегодняшнем этапе западный Северный Кавказ, фактически, проходит тот же процесс, который несколько лет назад прошли ингуши, чеченцы и дагестанцы. Совершенные Кремлем в Чечне зверства, в конечном итоге, восстановили против Москвы весь Северный Кавказ. Просто, в силу  вышеперечисленных исторических причин и этнического многообразия самого региона, этот процесс, который также напрямую сопряжен с возрождением исламских идей, быстрее был развит в Дагестане, чем в Кабардино- Балкарии или Карачаево-Черкесии.

perepis_naselenia_copy.jpgНа сегодня черкесское национально-освободительное движение переживает резкий подъем. Этот факт подтверждается и тем, что их лидеры решили покончить с искусственными республиками, созданными Сталиным по принципу "разделяй и властвую", и выступили с инициативой объединения в одну республику всех народов черкесского происхождения. Именно с этой целью черкесские лидеры призывают всех кавказцев черкесского происхождения во время будущей переписи населения в России в графе национальности указать не племенную принадлежность "кабардинец", или, скажем, "адыгеец", а обозначение этнической принадлежности "черкес", что и должно стать одной из юридических основ их объединения в единую черкесскую республику. Кремль, со своей стороны, старается, всячески помешать этой инициативе черкесов, наглядным примером чего является выделение Республики Адыгея из 8-го Федерального округа с целью ее окончательной ассимиляции.

free_circassia.jpgИсходя из этого, учет черкесского фактора должен стать неотделимой частью кавказской политики Грузии, и парламент Грузии однозначно должен признать совершенный российской империей в XIX веке геноцид черкесов. "Аргумент", что в таком случае нам придется рассмотреть и турецко-армянские исторические отношения, не выдерживает никакой критики, поскольку в данном конкретном случае дело касается только лишь справедливой юридической оценки и квалификации целенаправленных и систематических исторических действий российской империи в отношении кавказских народов"- полагает эксперт.

ИА "ПирWели"
Леван Читанава

 ***


В парламенте Грузии рассмотрели заключение ученых по геноциду народов Северного Кавказа

 
В парламенте Грузии рассмотрели заключение ученых по геноциду народов Северного Кавказа

Комитет по связям с проживающими за рубежом соотечественниками Парламента Грузии и Парламентская группа дружбы с народами Северного Кавказа на прошедшем сегодня заседании обсуждали геноцид кавказских народов. Сегодня парламентский комитет начал процесс рассмотрения заключений ученых и экспертов относительно геноцида северокавказских народов.

Как заявил председатель Комитета по связям с проживающими за рубежом соотечественниками Нугзар Циклаури, данная тема уже несколько месяцев обсуждается с академическими кругами, учеными и заинтересованными лицами. Грузия осознает ту историческую миссию, которая возлежит на ней в связи отношениями с кавказскими народами. «В этих отношениях нашим девизом должно быть «Сила в единении»», – отметил Нугзар Циклаури.

Перед участниками заседания с докладами выступили исследователи Бежан Хорава и Мераб Чухуа. Они говорили об агрессивной политике, на протяжении вот уже двух столетий осуществляемой Россией в отношении черкесов, вайнахов, чеченцев и ингушей.

Согласно докладу Бежана Хорава, план действий России подразумевал покорение или полное уничтожение горных народов, что подтверждается хотя бы соответствующей директивой Николая Первого. В результате проводимой Россией политики были истреблены такие группы кавказских горцев, к каковым относятся джыки, убыхи и другие.

Согласно докладу Чухуа, российские власти 16 раз переселяли чеченцев и ингушей с родной земли. Массовые сожжения согнанных в здания представителей кавказских народов, массовые уничтожения больных – методы которые не раз использовались Россией. В результате агрессивной политики России в Чечне полностью уничтожены ряд сел и населены пунктов, к числу которых относится и Грозный. Для уничтожения этих наций Россия также активно использует радиационное оружие, в результате чего среди молодежи распространяются опухолевые заболевания.

Согласно докладу этого же автора, только в период с 1992 по 2010 год жертвами преступных действий России стали до 300 000 чеченцев и ингушей, среди которых было 40 000 детей, а больше 20 000 пропали без вести. По данным специалистов серьезный урон нанесен флоре и фауне Чечни, на восстановление которых потребуется самое малое 50 лет.

Эксперты также говорили об осуществленных царской Россией «военных экспедициях» и примерах этнических чисток и статистических данных.

Как на заседании было отмечено специалистами, правозащитники и политики должны присудить упомянутым выше и другим аналогичным фактам квалификацию геноцида. Вопрос также будет рассмотрен парламентскими комитетами по защите прав человека и гражданской интеграции и юридических вопросов, чтобы затем поставить вопрос об юридической квалификаций вышеуказанных событий.

Как было отмечено на сегодняшнем заседании, комитет ожидает опубликования заключений и других ученых, после детального рассмотрения которых можно будет сделать конкретные выводы относительно тех событий.

«Сотрудничать с нашим комитетом могут и другие ученые. Контуры юридической квалификации соответствующих фактов проявятся именно тогда. Обсуждение этого вопроса должно принять международный характер», – отметил Нугзар Циклаури.

«Дискуссия будет продолжена и важно, чтобы она не была локальной, не ограничивалась только Грузией и стала масштабной. Этой дискуссии следует придать международный характер. Предусловия для этого существуют и в ближайшие месяцы северокавказский вопрос будет более актуальным во всем мире», - заявил председатель парламентского комитета Нугзар Циклаури.

 

 

 

История в лицах - генерал Евдокимов и Яков Абрамов

Командующий войсками Кубанской области генерал Н. И Евдокимов и публицист и народник Яков Васильевич Абрамов.

Действия России против кавказцев по окончании Кавказской войны 1857-1864 годов.

К тысяча восемьсот шестьдесят четвертому году, как писал один из участников русско-кавказской войны генерал Фадеев: «действия порохом и железом на Кавказе закончились Надо было истребить черкесов наполовину, чтобы заставить другую половину сложить оружие».Газета «Кавказ» в июньском номере за тысяча восемьсот шестьдесят четвертый год писала: «Покорение Западного Кавказа, а вместе с тем и война кавказская, окончены. Если в горных трущобах, заросших лесами, и могли укрыться от наших войск несколько десятков семей, то для их истребления уже не понадобиться военная экспедиция». Теперь перед русскими встала новая задача: претворить в жизнь так называемую «новую систему» против коренного населения. «Новая система» - превращение Кавказа в исконно русскую землю со стопроцентно русским населением была разработана бывшим наместником Кавказа Барятинским. «Новая система» - была продолжением «системы Ермолова»: колонизации Кавказа огнем и мечом. «Новая система» - предусматривала поголовное выселение выживших в войне кавказцев со своей родины в Турцию

 

 

 



 

 

 

"Кровавая" олимпиада в Сочи пройдет под танцы уничтоженных народов


Олимпиада в Сочи будет проведена с учетом того, что это территория Кавказа. Об этом полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин сказал в Нальчике на встрече с творческой интеллигенцией Кабардино-Балкарии.

"Не стоит и не стояло задачи, чтобы отделить Сочи от Северного Кавказа, больше того скажу, поставлена задача, чтобы особое внимание было уделено кавказской культуре, науке, традициям - это для нас очень важно, - сказал Хлопонин. - Будет подчеркнуто, что Олимпийские игры проходят на Кавказе".

"В Сочи во время Олимпиады будет создан Кавказский дом - дом дружбы, где народы Кавказа представят свои культурные возможности. Это для нас очень важно и будет нас объединять", - добавил президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.
«Кавказ Online»
 ***


Мемориал жертвам репрессий балкарского народа.(на балк. яз)










***

Фатима Тлисова: "Говоря о геноциде, мы искренни и придерживаемся фактов"


Фи махуэ ф1ыуэ. Добрый день.

Moe выступление сегодня нацелено на разъяснение значения понятия геноцид с точки зрения черкесского народа. Несмотря на тот факт, что эта конференция заявлена как научно-практическая, в ее адрес прозвучала критика и обвинения в поисках политического реванша. На самом деле, главной целью данной конференции является пролитие света на историю русско-черкесских отношений на протяжении последних столетий и на массовые преступления против человечности, совершенные Русским государством в отношении черкесского народа. Спекуляции вокруг этих события побудили меня говорить от сердца.

Это зафиксировано в архивных документах Русской Империи, значительная часть которых сохранилась здесь в Тбилиси в Государственном архиве Грузии, что в 19 веке черкесы подверглись массовым зверствам, этнической чистке с последующей депортацией, которые стоили нашей стране 99% населения. Как следствие официально объявленной политики России “Кавказ без кавказцев” мы, черкесы, потеряли не только наши исторические земли и большинство населения страны, но также утратили наше национальное единство.

Одна из двенадцати этнических групп, которые составили черкесский народ была полностью уничтожена и исчезла навсегда. Это были убыхи - коренные владельцы территории Сочи на берегу Черного моря. Того самого места, где Российское правительство планирует в 2014 году провести зимние Олимпийские игры. Когда мы говорим, что мы против игр в Сочи, которые проводятся на кладбищах наших дедов, мы искренни и не отступаем от фактов – эта территория полна массовых захоронений, некоторые из которых, в соответствии с Русскими архивами заполнены более чем 500 трупами черкесских детей, женщин и мужчин.

Когда мы говорим о наследии геноцида, мы ссылаемся на продолжение Российской имперской политики по отношению к Черкесскому народу, которая сегодня остается одинаковой с той, что была заявлена двести лет назад в начале последней стадии колонизации Черкесии. Сегодня мы, черкесы, являемся нацией, истерзанной геноцидом, разбросанной по всему миру, частично ассимилированной и лишенной права на возвращение на Родину и самого простого человеческого права – права на дом.

Наши человеческие права попираются современным Российским Федеративным государством.

Наше право на этническое самосознание попирается. Несмотря на то, что мы являемся одной нацией, с одинаковым этническим самосознанием и языком, во всех официальных документах и законах России нас называют под разными именами: кабардинцами, адыгейцами, шапсугами и черкесами. Разделение нации снижает статистические цифры о численности черкесов, ослабляет нашу политическую значимость и скрывает существование нашего народа, как единой нации.

Наше право коренного народа на историческую территорию попирается. Наша земля разделена географически и административно на несколько регионов под различными названиями, таким образом, Черкесия больше не представлена на геополитической карте Кавказа.

Исторические названия мест изменены. Названия многих сел изменены самым мучительным для черкесов образом. Село Псышуапэ вблизи Сочи переименовано в Лазаревское в честь того самого генерала Русской армии, который стер это село с лица земли в самом конце Русско-Черкесской войны.

Я родилась в небольшом горном селе Хабез, первоначальное название которого было Къэсей хьэблэ. Мое село расположено на берегу чистой реки Инжыдж, текущей под древней башней Адиюх. Название реки Инжыдж встречается в древнем сказании о Нартах – черкесском эпосе, возраст которого научно датируется приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Сейчас река называется Малый Зеленчук.

Наше право коренного народа на управление или даже участие в принятии решений о природных богатствах и недрах нашей земли попирается.

Моя древняя река Инжыдж находится под защитой ЮНЕСКО за уникальность флоры и фауны ее басейна. Но даже статус ЮНЕСКО не смог удержать Российское государство от убийства этой реки. 80% воды из реки направлено по искуссвенному каналу в соседний Ставропольскй край, это приводит к экологической катастрофе целую долину – дом для девяти черкесских сел.

Такая же трагедия постигла другую реку из Нартского эпоса – Псыжь, сейчас переименованную в Кубань. Перед началом черкесских сел река перекрыта и также направлена по искусственному каналу в Ставропольский край. На дамбе, перекрывающей Псыжь есть надпись "Течет вода Кубань реки, куда велят большевики". Эта надпись очень символична для черкесского народа, как доказательство непрерывности и наследственности репрессивной политики Российского государства в отношение черкесов.

Наша земля – Северо-Западный Кавказ полон истории, древних ценностей и арехелогических находок, которые исследуются учеными всего мира. Экспонаты, найденные в земле Черкесии, можно увидеть в музеях Москвы и Санкт Петербурга однако вы нигде не найдете упоминания о народе, которому они принадлежат. Более того, в самом знаменитом музее России Эрмитаже существует Кавказская экспозиция. Там представлены стенды Чеченцев, Дагестанцев, Осетин и других, но ни одного указания на Черкесов. Так словно мы никогда не существовали и словно мы не существуем сейчас. Мы коренной народ Кавказа лишены своей собственной истории.

Это часть Кремлевской пропаганды, что республики Кавказа полностью зависят от финансовых вливаний от Российского правительства и не смогут выжить самостоятельно. Не вдаваясь в подробности о широко известной коррупции в России, я вкратце опишу схему финансовых взаимоотношений Москвы и Кавказских республик. Она проста: если регион просит инвестиции, он должен согласиться вернуть от 50 до 70% от общей суммы инвестиций чиновникам в Москве. Не из желания добра местному населению Москва делает финансовые вливания на Кавказе, а для личного обогащения за счет федеральных фондов узкого круга высокопоставленных чиновников.

Наша земля полна полезными ископаемыми, нефть, газ, золото и металлы, вольфрам и молибден найдены в наших горах. Но, мы черкесы, лишены не только права владения этими богатствами, но даже права на получение минимальной доли льгот от богатств нашей земли.

Ложные утверждения заявляются по поводу статуса республик, в которых черкесы представлены как титульный народ. В программе подконтрольной ФСБ организации Международная Черкесская Ассоциация (английской версии документа) вы найдете утверждение, что черкесы получили от Российской Федерации три самостоятельных государства в республиках Адыгея, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. В реальности в руках местных назначенцев нет ни политической, ни экономической ни какой-либо другой власти. Эти люди играют роль посредников и в некоторых случаях – проводников репрессий - между федеральным правительством и местным населением.

Существующий режим и его политика на Кавказе не являются прогрессивным, наоборот насильственным и репрессивным. Российское государство провоцирует и распространяет насилие тем, что широко применяет нарушения прав человека.

Мы пришли сегодня сюда призвать к справедливости, к истине и примирению, с надеждой быть услышанными и верой в величайшие ценности демократии и прав человека, которые мы разделяем со всеми народами мира, как равноправный участник международного сообщества. Мы выступаем за восстановление и возвращение наших основных прав человека. Мы считаем, что ни одно преступление не должно быть скрыто и забыто, чтобы оно больше никогда не повторилось. Мы не желаем никакой другой стране разделить судьбу черкесов и поэтому мы призываем признать преступление против человечности, геноцид, совершенный против черкесского народа Российской империей.

Фатима Тлисова
Тбилиси
20.03.2010





*** 
Конференция "Черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим"



Эта передача посвящена международной научной конференции "Черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим", которая прошла в Тбилиси 20-21 марта. Алла Дудаева приняла в ней самое активное участие вместе с другими представителями чеченской диаспоры. Интересных гостей было много и все они просто не поместились бы в студию. Поэтому программу решено было составить из интервью участников форума, записанных на месте. Итак, вы услышите мнения о ситуации на Кавказе Маирбека Вачагаева, Мурада Доного, Фатимы Тлисовой, Анзора Масхадова, Валерия Дзуцева, Эллы Кесаевой и других. www.1k-tv.com






*** 

«Холод» – фильм о депортации карачаевского народа

Фильм о депортации карачаевского народа. Художественный фильм «Холод» повествует о кровавой странице взаимоотношений России и народов Кавказа — сталинской депортации 1943–1944 годов. Фильм рассказывает об одной из них, о депортации карачаевского народа 2 ноября 1943г., который был насильно переселён из родных земель. Около 70 тысяч карачаевцев были загружены в вагоны для скота и отправлены в холодные зимние степи Азии. Более половины из них умерли от холода и голода в дороге и в депортации. Режиссёр и сценарист Фильма Хусейн Эркенов.

 

Скачать (148,59mb)


 




***

Правительства Кабардино-Балкарии, Абхазии и Адыгеи о геноциде



Постановления, принятые в Кабардино-Балкарии, Абхазии и Адыгее, о российском геноциде черкесов и абхазов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 977-XII-В "ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) В ГОДЫ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ"

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ ССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 1992 г. N 977-XII-В
ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) В ГОДЫ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

Столетняя колониальная Русско-Кавказская война (1760 - 1864 гг.), принесшая адыгам (черкесам) неисчислимые бедствия и страдания, не имеет аналогов в истории нового времени. Большая часть адыгского этноса, в том числе свыше 90 процентов населения Кабарды, была физически уничтожена, более 500 тысяч адыгов насильственно изгнано царским самодержавием в Османскую империю.
Давая историческую и политико-правовую оценку Русско-Кавказской войне, Верховный Совет Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики постановляет:

1. Считать массовое истребление адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и их насильственное выселение с исторической родины в Османскую империю актом геноцида, тягчайшим преступлением против человечества.

2. Войти с предложением в Верховный Совет Российской Федерации рассмотреть вопрос о признании геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и предоставлении их зарубежным соотечественникам двойного гражданства.

3. Поручить Президиуму Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР и Совету Министров Кабардино-Балкарской ССР разработать программу мероприятий по реабилитации и репатриации зарубежных адыгов (черкесов).

4. Добиваться для зарубежных адыгов (черкесов) через Верховный Совет Российской Федерации и соответствующие международные организации статуса народа – изгнанника.

5. Объявить 21 мая, День памяти адыгов (черкесов) – жертв Русско-Кавказской войны, нерабочим днем.

Председатель Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР
Х.КАРМОКОВ

***

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ – ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «Об акте депортации абхазов (абаза) в XIX веке»

Колониальная политика Российской империи в годы русско-кавказской войны (1817 – 1867 гг.) и в последующие периоды нанесла абхазскому (абаза) народу, его генофонду непоправимый урон. За участие в борьбе за свободу и независимость своей страны часть этноса была физически истреблена, 80 % из уцелевших было изгнано в Османскую империю.

В результате войны, неоднократных карательных мер, изгнания абхазов (абаза) из исторической родины полностью была опустошена северо-западная и Центральная Абхазия, исчезли жившие там этнографические группы и территориальные общины садзов, ахчипсуйцев, айбговерцев, цвиджев, псхувцев, гумцев, цебельдинцев, дальцев и др., а также близкородственные абхазам (абаза) убыхи, населявшие территорию между реками Хоста и Шахе, большинство абазин (абаза), живших на Северном Кавказе. В Абхазии лишь в виде отдельных этнических анклавов остались бзыбцы, абжуйцы и самурзаканцы, на Северном Кавказе – тапанта и ашхаруа. Депортированные в XIX в. более 300 тысяч абхазцев (абаза), по современному международному праву считаются беженцами.

Неисчислимые бедствия и страдания постигли депортированное население – десятки тысяч людей стали жертвами голода, холода и эпидемий. Царизм изгнанных абхазов (абаза) необоснованно обвинил в «предательстве». Им было отказано в возвращении на родину. Тысячи абхазов, преодолевшие неимоверные трудности, добирались из Турции к берегам Абхазии, однако местная администрация их отправляла обратно. Абхазы же, оставшиеся в Абхазии, были объявлены «виновным» и «временным» населением страны. Их лишали права селиться в Центральной и Прибрежной Абхазии, и за малейшее антиправительственное выступление им грозила опасность поголовной ссылки.

Правда, российские власти в 1907 году сняли с абхазов оскорблявшие их национальное достоинство ярлык «виновного» и статус «временного» населения, однако ни царизм, ни меньшевистский режим Грузинской Демократической Республики (1918 – 1921 гг.), ни власти Советской Грузии, ни Правительство СССР, не решали проблему репатриации абхазов – многочисленные индивидуальные и коллективные обращения представителей абхазской (абаза) диаспоры в адрес правительства вышеназванных государств на предмет их возвращения на историческую родину, как правило, оставались без внимания. Власти Грузии и их покровители в кремле в то же самое время осуществляли целенаправленные комплексные меры по массовому переселению в Абхазию грузин из Грузии и ассимиляции оставшихся на своей исторической родине абхазов.

На сегодняшний день ждут соответствующего решения от правительства Республики Абхазия более 4 тыс. заявителей абхазской диаспоры на предмет возвращения на историческую родину для сохранения родного языка, национальной культуры, традиций и в целом этнического самосознания.

Давая историческую и политико-правовую оценку роковым для абхазов (абаза) народа событиям XIX века, Народное Собрание Республики Абхазия постановляет:

1. Признать массовое истребление и изгнание абхазов (абаза) в XIX веке в Османскую империю геноцидом – тягчайшим преступлением против человечества.

2. Признать согласно Конвенции Генеральной Ассамблеи ООН от 28 июля 1951 года депортированных абхазов (абаза) в XIX веке – беженцами.

3. Признать незыблемым право добровольного и беспрепятственного возвращения потомков депортированных в XIX веке абхазов (абаза) на их историческую родину.

4. Обратиться в ООН, ОБСЕ, СНГ, другие международные организации, Российскому государству как правопреемнику Российской империи и Союза Советских Социалистических Республик, с просьбой об оказании необходимой политической, материальной и гуманитарной помощи процессу добровольной беспрепятственной репатриации и интеграции потомков депортированных в XIX веке абхазов (абаза).

5. Поручить Комитету по законодательству и Комиссии по международным связям и связям с соотечественниками Народного Собрания разработать проекты законодательных актов о планомерной репатриации абхазов (абаза).

6. Предложить Президенту и Кабинету Министров Республики Абхазия при определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики страны, учитывая государственную важность репатриации потомков абхазских беженцев XIX века, принять комплексную программу по репатриации и абсорбции зарубежных абхазов (абаза).

7. Обратиться ко всем республиканским и местным органам государственного управления, политическим партиям, общественным организациям, хозяйственным и коммерческим структурам оказать необходимую политическую, морально–психологическую и материальную помощь процессу репатриации абхазов (абаза).

8. Постановление опубликовать в прессе, передать по радио и телевидению.

Спикер Народного Собрания Парламента Республики Абхазия
С. Джинджолия.
г. Сухум. 15 октября 1997 года.

***

ОБ ОБРАЩЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1. Принять Обращение президента Республики Адыгея и Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к государственной федерального собрания Российской Федерации об официальном признании факта геноцида Адыгского (черкесского) народа в период Кавказской войны.

2. Направить данное Обращение в Государственную Думу федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея
Е. САЛОВ

***

Приложение к постановлению Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея
от 29 апреля 1996 г. N 64-1

ОБРАЩЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ,
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА - ХАСЭ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

21 мая 1994 года исполнилось 130 лет со дня окончания Кавказской войны – самой трагической страницы в истории адыгского (черкесского) народа. В связи с этой датой 18 мая 1994 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин выступил с Обращением к народам Кавказа, в котором признал справедливость их борьбы за свою свободу и независимость. Вместе с тем, трагические события XIX века не получили, на наш взгляд, должной оценки, вытекающей из сути действий царского самодержавия, характеризовавшихся одним термином – геноцид, означающим истребление отдельных групп населения по расовым, национальным (в данном случае) или религиозным признакам, являющимся одним из тягчайших преступлений против человечества.

Трагедия народа не ограничилась рамками ужасов войны. Последовавшая за окончанием военных действий депортация 90% адыгского (черкесского) населения была одной из форм и продолжением геноцида, поскольку лишение естественной для данного народа среды обитания, переселение в пределы Османской империи и условия проживания на ее территории обернулись новыми многочисленными жертвами среди вынужденных эмигрантов, свидетели страданий которых не могли передавать увиденное без содрогания.

Нынешнее поколение адыгов (черкесов) с пониманием относится к событиям тех лет. Ведь кавказская земля стала одной братской могилой как для сотен тысяч горцев, так и сотен тысяч простых русских солдат, умиравших за чуждые интересы высоких властителей. Слезы и сердца матерей были одинаково горьки и безутешны на Кавказе и в России.

Однако народная память не в силах стереть события подобного характера. Более того, эхо трагедии прошлого века отзывается судьбами соотечественников, разбросанных на чужбине, имеющих статус пришлого народа, поставленных в зависимость от меняющейся степени лояльности правительств и исторических катаклизмов в странах проживания. Чувства и переживания адыгских (черкесских) изгнанников понимаются легче, имея примеры того, как миллионы российских соотечественников, в одночасье оказавшихся за рубежами Родины, испытывают на себе унижение чести и достоинства, ущемление в гражданских, политических и культурных правах, становятся объектами преследования по национальному и конфессиональному признакам.

Принципы гуманизма и дань уважения к праху безвинно убиенных требуют признания и осуждения акта геноцида адыгского (черкесского) народа, совершенного царским самодержавием в ходе Кавказской войны и в результате ее последствий.

Только соответствующая моральная оценка, данная высшим представительным органом государства, а также принятие нормативного правового акта, закрепляющего право депортированных потомков беспрепятственно возвращаться на Родину, и оказание государственной поддержки репатриантам, могут стать основой для восторжествования исторической справедливости по отношению к адыгскому (черкесскому) народу, неотъемлемой составляющей единого полиэтничного Российского государства, послужит укреплению искреннего доверия и взаимопонимания между народами Республики Адыгея, Российской Федерации в целом.

Как известно, Верховный Совет РСФСР принял в 1991 году Закон "О реабилитации репрессированных народов", касающийся насильственно переселенных народов России: карачаевцев, немцев, чеченцев, балкарцев и др., положив начало восстановлению в законодательном порядке прав репрессированных народов.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации на примере принятия Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам также показала свое намерение не оставаться безучастной к судьбам народов, населяющих наше Отечество – Россию.

Выражаем надежду на то, что и вышеназванные вопросы, касающиеся восстановления исторической справедливости по отношению к многострадальному адыгскому (черкесскому) народу, найдут понимание со стороны Государственной Думы путем принятия соответствующих актов.

Президент Республики Адыгея
А.ДЖАРИМОВ

Председатель Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея
Е.САЛОВ

Натпресс



***


Circassian Genocide Issue Gains More Publicity and Support in the Northwest Caucasus

The main reaction of Circassians living in their historical homeland in the North Caucasus to the seminal conference on the Circassian genocide issue held in Tbilisi appeared to be highly positive. Many sounded very enthusiastic about Georgia’s indication of interest in the problem, which is seen by Circassians as a matter of justice. “The Circassian youth of the republic of Adygea received the news [about the call by participants in the Tbilisi conference to recognize the genocide of Circassians by Russia] with great … hope for a positive decision on the part of Georgian lawmakers,” a group of Circassian youth from Adygea said in a passionate statement, adding: “The possible recognition of the genocide of our people will become an important step in the process of settling the Circassian question. Today, the problem of the Circassians is making it to the international level and the Russian government authorities will not be able to disregard this issue anymore” (www.natpress.net, March 25).


The independent Circassian organization in Kabardino-Balkaria, Khase, also adopted a special statement dismissing earlier fears that it would oppose Georgia’s recognition of genocide. In the statement, they said they would support genocide recognition by any country (www.natpress.net, March 23).


The conference “Hidden Nations, Enduring Crimes: The Circassians & the Peoples of the North Caucasus Between Past and Future” took place in Tbilisi, Georgia on March 20-21. The Jamestown Foundation and Ilia State University of Georgia co-sponsored the event. Conference participants prepared two separate statements addressing the Georgian parliament with pleas to recognize the genocide of the Circassians and the Chechens in the eighteenth and nineteenth centuries (www.peacetocaucasus.com).


The issue of the Circassian genocide in the nineteenth century is an especially sensitive topic for Russia, as the Circassians insist that the Sochi Olympics in 2014 should not be held in what they consider to be “the land of genocide,” where their ancestors were partly slaughtered and partly expelled en masse by the Russian army. Today an estimated 90 percent or 6-7 million of the Circassians live outside their homeland in the North Caucasus, mainly in Turkey and the Middle East. The remaining 700,000 are split between three republics of the North Caucasus –Adygea, Karachaevo-Cherkessia and Kabardino-Balkaria. Only in Kabardino-Balkaria do the Circassians comprise a majority of the population.


The overwhelmingly positive response was even more remarkable because the Russian government appeared to have pressured the Circassian activists prior to the conference in Tbilisi, so that most of them living in the North Caucasus could not make it to the conference. Another important factor is that some Circassians feel very strongly about the Georgian-Abkhaz war of 1992-1993, as the Abkhaz and Circassians are ethnic cousins. Russian-Georgian relations have reached a nadir since the August 2008 war between the two countries.


Referring to the war in Abkhazia, the organization of Circassians in the Krasnodar region of Russia, where Sochi is located, condemned the Georgian side’s attempts to consider the Circassian issue, saying that because of previous wars in Abkhazia and South Ossetia, the Georgian government “had no moral right to touch the issue of the Circassian genocide” (www.natpress.net, March 25). Today, only about 0.5 percent of the population the Krasnodar region of Russia, which was Circassian land before the Russian conquest of this territory in the nineteenth century, is Circassian.


According to the well-known Russian liberal journalist and writer Aleksandr Podrabinek, there is a large collection of historical evidence about the Russian conquest of the northwestern Caucasus that leaves little doubt about the colonial and brutal character of the war Russia waged then. Podrabinek acknowledges that the issue has a political context, but he argues that Russians must come to terms with their past, admit to the killings of civilians and express their condolences. He said: “We are proficient in being proud of our ancestors’ merits, why cannot we learn to regret their trespasses? We cannot and we should not be so puerile as to consider our past as exclusively heroic, valiant and faultless” (www.svobodanews.ru, March 26).


Sergei Markedonov, one of the leading Russian commentators on the North Caucasus, argued that the Russian empire did not have the intention of eliminating the Circassian people, even though he admitted that over 90 percent of the Circassian population “left” their homeland. Markedonov warned that Tbilisi would use the Circassian genocide issue as “an additional political weapon” against Russia. He called on the Russian government not to concede this issue to others, but rather reach an agreement with moderate Circassian activist groups before the Sochi Olympics (www.novopol.ru, March 22).


Journalist and editor Oliver Bullough, who wrote a book on the eradication of Circassians by Russia, called it “the first genocide in modern European history.” Bullough visited the future site of the Sochi Olympics and noted: “I was impressed by the beauty of Krasnaya Polyana, which will host the skiing events, and the gorge along which visitors will travel to reach it. It will be a magnificent venue. But, I was equally stunned by the complete erasure of the Circassians from this place, which was their heartland until their defeat and expulsion by Tsar Alexander II’s army. I found only a single pear tree, which was too old to have been planted by the aristocrats who colonized this remote gorge in the late nineteenth century, as proof that anyone lived here before the Russians” (www.iwpr.net, March 18).


On March 24, the parliament of Adygea, the North Caucasus republic closest to the Sochi Olympics sites, tried to capitalize on the Circassians’ protests, appealing to the Russian government to include a Circassian cultural element in the Olympics' program (www.natpress.net, March 25). The Circassian activists were appalled by the presentation that the Russian hosts of the 2014 Olympics made at the Vancouver 2010 Olympic Games. They portrayed Sochi as a native land of the Russian Cossacks with no mention of the Circassians, who were the owners of those lands 150 years ago.


Circassian activists and even local authorities repeatedly called on Moscow to give recognition to their sorrowful past, but all in vain, so the activists turned to foreign countries and international organizations. The Sochi Olympics will provide the Circassians with a unique chance to make their voice heard worldwide, while providing Georgia with a rare opportunity to improve its relations with the neighboring Caucasian peoples by attending to their quest for justice.



***



Чочиев Георгий


СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В
ТУРЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - XX В.)



Сохранение значительной частью проживающих на территории Турции и других ближневосточных государств представителей северокавказских народов своего этнического самосознания и культурно-языковой идентичности на протяжении истекшего после их переселения с Кавказа полуторавекового периода представляет собой заслуживающий внимания этносоциальный феномен, осмыс-ление которого невозможно без анализа социально-политических аспектов эволюции этой группы населения на ее новой родине.
 На формирование данного социально-политического фона оказывает воздействие комплекс различных факторов, как то: уровень развития общественно-экономических и политических институтов и характер государственных режимов в странах проживания северокавказской диаспоры; правовой статус в них меньшинств вообще и северокавказских групп в частности и политика по отношению к ним правящих кругов; этнический состав и уровень социального, экономического и культурного развития основного населения районов расселения выходцев с Северного Кавказа; интенсивность и содержание контактов диаспоры с исторической родиной; степень актуализированности геополитических интересов стран проживания в кавказском регионе и связанные с этим виды их властей на "свои" кавказские меньшинства; характер взаимоотношений между государствами проживания и Россией/СССР и т.д. При оценке с данных позиций в истории северокавказской диаспоры в Турции (име-нуемой собирательным термином "черкесы") четко выделяются несколько этапов, в целом совпадающих с важнейшими фазами политического развития этой страны.


1. Период абсолютистского монархического режима (вторая половина ХIX в. - 1908 г.)
Хотя отдельные факты проникновения северокавказцев (в качестве рабов, военнопленных, наемников, добровольных переселенцев и т.п.) на Ближний Восток отмечались еще со времен средневековья, начало истории черкесов как особой этнической группы в этом регионе было положено серией массовых выселений горцев Северного Кавказа в Османскую империю на последних стадиях Кавказской войны, во второй половине 50-х - первой половине 60-х гг. прошлого столетия (наибольшая интенсивность переселения пришлась на 1863-1864 гг.). За этим переселением еще в течение почти полувека следовали новые, менее значительные волны миграции, затронувшие в различной степени практически все кавказские этносы.

Общее количество переселенцев может быть, очевидно, оценено приблизительно в 1 млн. чел., из которых не менее 2/3 составляли различные группы адыгов, далее в порядке убывания численности переселившихся следовали абхазцы и абазины, убыхи, вайнахи, дагестанские народы, осетины, карачаевцы и балкарцы. Переживавшее глубокий внутренний кризис османское государство было совершенно не подготовлено к приему и размещению такого людского потока, переселение которого оно само санкционировало и первоначально всячески поддерживало в политических и пропагандистских целях. Скудость финансовых и материальных ресурсов Порты, бесконтрольное расхищение многими чиновниками даже тех ограниченных средств, которые выделялись казной для обустройства новых подданных, безразличие к их нуждам местных властей в ряде провинций стали причиной массовой гибели иммигрантов от голода и вызванных непривычными климатическими условиями эпидемий в первые после переселения годы.

Государственное регулирование процесса приема иммигрантов отчетливо проявилось, однако, в географии их размещения по территории страны, не оставлявшей сомнений в том, что для османских властей черкесы представляли интерес прежде всего в качестве инструмента реализации определенных внутри- и внешнеполитических целей. Значительная часть переселенцев была рассредоточена по областям империи, прилегавшим или не очень отдаленным от балканско-го и закавказского участков российско-турецкой границы, что было продиктовано стремлением султанского правительства держать в зоне потенциального военного конфликта обладавшую солидным боевым опытом, мобильную и к тому же активно реваншистски настроенную по отношению к России силу.
(Абазинские и убыхские мухаджиры в Турции. 60-70-гг. XIX в.)

Около половины иммигрантов 50-60-х гг. (преимущественно адыги и абазины) первоначально было поселено на территории балканских владений Порты - в Болгарии, Сербии, Македонии, Северной Греции2, - где власти не без оснований рассчитывали использовать их для подавления национально-освободительных движений народов этих стран против турецкого господства. Добиться этого не составляло большого труда, поскольку самим черкесам участие в борьбе с поддерживаемыми Россией выступлениями христианских народов империи представлялось зачастую не более чем продолжением войны, ведшейся ими на Кавказе, и выполнением своего верноподданнического долга перед давшим им приют султаном.
Это обстоятельство с самого начала породило непреодолимую конфронтацию между поселенцами и местным населением, которая в силу численного превосходства последнего и активного заступничества за него России и других европейских государств явилась источником дополнительных трудностей для иммигрантов (особенно в период неудачной для Порты русско-турецкой войны 1877-1878 гг.)3, приведя в конечном счете к тому, что османское правительство под давлением держав было вынуждено в 1878 г. в спешном порядке переместить черкесов с Балкан в Сирию, Палестину и некоторые анатолийские провинции, что обернулось для перемещаемых новыми лишениями и потерями материального, морального и демографического характера. При этом на территории упомянутых арабских провинций черкесы вновь были использованы правительством для "умиротворения" не желавших признавать авторитет центральной администрации бедуинских и друзских племен, что и здесь на многие десятилетия противопоставило их коренному населению.

Непросто складывалась и судьба той части кавказских иммигрантов, которые с самого начала были поселены в Анатолии. На востоке страны, в Турецком Курдистане и Турецкой Армении (здесь было размещено большинство переселившихся вайнахов и осетин, а также немалая часть адыгов, дагестанцев и др.), на них также была возложена властями задача обороны османских границ в случае обострения отношений с Россией, а также жандармские функции в отношении местного армянского населения, которое, хотя и не составляло в регионе большинства, однако, опираясь на "исторические права" на данные территории и поддержку ряда держав, претендовало на создание в Восточной Анатолии своего независимого государства. Черкесы вме-сте с основным населением этих мест - курдами - активно привлекались правящими кругами страны к участию в карательных акциях, осуществлявшихся силами иррегулярных кавалерийских частей хамидие против армян5.
В то же время сами кавказские переселенцы очень часто оказывались в своего рода вассальной зависимости от полновластно хозяйничавших в этот период в регионе феодально-патриархальных вождей курдских племен и, как отмечает один из исследователей прошлого Восточной Анатолии, несмотря на то, что сумели "ценой больших усилий сохранить свою личную свободу и достоинство…", нередко бывали вынуждены "…подчиняться распоряжениям курдских вождей, нести у них военную службу, платить дань, переносить материальные лишения и перенимать некоторые обычаи племен"6. Это положение изменилось лишь после младотурецкой революции 1908 г., когда центральное правительство укрепило свою власть над восточными районами, положив конец всевластию курдских феодалов.

Относительно благополучным выглядит положение в этот период черкесов, расселенных в лучше контролировавшихся центральными властями и этнически более однородных (турецких) провинциях Западной и Центральной Анатолии (среди этих поселенцев были представлены все северокавказские народы, но численно значительно преобладали адыги и абхазо-абазины). Тем не менее и здесь в ряде районов (например, в провинциях Сивас, Адана, Джаник) имели ме-сто драматические события, связанные с тем, что правительство сознательно поселило кавказских иммигрантов на землях, лежавших на путях традиционных маршрутов сезонных кочевок туркменских племен (афшаров и др.), рассчитывая таким образом вынудить последних перейти на оседлый образ жизни (перевод кочевников на оседлость в течение всего XIX столетия являлся одной из важнейших внутриполитических задач османского руководства). Кровопролитные стычки длились здесь местами до десяти и более лет, прежде чем черкесам удалось при поддержке правительства отстоять свои права на предоставленные им территории.

К 80-м гг. XIX в. в основном завершился процесс формирования структуры (карты) "распределения" северокавказского элемента по территории еще обширного османского государства. Большая часть черкесов, стремясь по возможности к компактному расселению в новой стране, образовала многочисленные этнические "островки" (микроанклавы), объединявшие от 1-2 до нескольких десятков сел и сосредоточенные в виде вкраплений в массивы иноэтничного населения в четырех регионах империи: Западной (особенно Северо-Западной) Анатолии, Центральной Анатолии (черкесский "пояс" от Синопа на севере до Аданы на юге), Восточной Анатолии и арабских провинциях (Сирии, Палестине и Заиорданье).
Вместе с тем очевидно, что десятки, а, возможно, и сотни тысяч иммигрантов, которым в ходе переселения не удалось присоединиться к более или менее крупным сообществам своих соплеменников, бесследно растворились в доминирующей местной этнической среде (особенно в городах) уже в первые годы и десятилетия своего пребывания во владениях султана. Одновременно имела место, хотя и в значительно меньшем масштабе, и внутренняя ассимиляция среди черкесов, выражавшаяся в поглощении сравнительно крупными и этнически однородными общинами примкнувших к ним более малочисленных групп других северо-кавказских народов, причем в роли абсорбирующего этноса как правило выступали адыги (ярким примером может служить переход на адыгский язык большинства убыхов уже в первые годы после переселения).

Более высокий уровень социально-экономического и культурного развития переселенцев по сравнению с окружавшим их населением (особенно явственно ощущавшийся в восточных и центральных районах империи), натянутые отношения с рядом проживавших по соседству этнических групп способствовали превращению многих черкесских поселений и анклавов в довольно замкнутые образования с ограниченным уровнем культурного и экономического обмена с внешним миром, что создавало условия для сохранения в них в течение длительного времени привезенных с Северного Кавказа элементов традиционного хозяйственного уклада, форм общественных отношений, культуры и языка, значительно замедляя тем самым ассимиляционные процессы. Однако другим результатом подобного дисперсного расселения в аграрной глубинке отсталой страны явилась еще большая, чем на Кавказе, изоляция переселенческих групп от центров развития мировой цивилизации и как следствие - их социальная и культурная стагнация и консервация в них патриархально-"сельского" типа мировоззрения, что в сочетании с крайней географической распыленностью черкесского населения на многие десятилетия затормозило процессы общественной модернизации и национальной консолидации в его среде.

Отчасти именно этими чертами черкесского общества объясняется то обстоятельство, что, несмотря на вовлеченность многих его представителей в высшие государственные и военные структуры империи в рассматриваемый период, северокавказская диаспора не выдвинула из своей среды сколько-нибудь значительную прослойку национальной интеллектуальной элиты, способную сформулировать концепцию этнического развития своих соотечественников в новых для них условиях. Этому, однако, в решающей мере препятствовал не признававший прав этнических меньшинств и элементарных гражданских и политических свобод абсолютистский режим, который принял особенно жесткие формы в годы деспотического правления Абдулхамида II (1876-1909), с чрезвычайной подозрительностью относившегося даже к самым невинным проявлениям национального самосознания народов империи. Предпринимавшиеся в этот период отдельными черкесскими интеллектуалами попытки культурно-просветительской деятельности (разработка алфавитов для родных языков, издание литературы, постановка пьес "из кавказской жизни" и т.п.) неизменно пресекались властями, а их инициаторы подвергались суровым преследованиям.

2. Период правления младотурок (1908-1918 гг.)
Положение черкесов кардинально изменилось в 1908 г., когда в результате младотурецкой революции абсолютная монархия была заменена конституционной и в стране были сформированы некоторые демократические политические институты. Пришедшие к власти младотурки (так неофициально именовалась партия "Единение и прогресс") провозгласили равноправие всех османских подданных независимо от национальной и религиозной принадлежности и предоставили меньшинствам определенную свободу в сфере культурной и отчасти политической деятельности. Помимо общей либерализации политического режима, созданию благоприятной обстановки для консолидации проживавших в стране этнических северокавказцев способствовали и некоторые дополнительные обстоятельства.
В частности, вследствие того, что основную движущую силу младо-турецкого движения составляли армейское офицерство и - в несколько меньшей степени - гражданская бюрократия, значительное число широко представленных в этих социальных группах черкесов сыграло заметную роль как в организационной и идеологической подготовке, так и в непосредственном осуществлении революции. После ее победы многие из них стали выразителями национальных устремлений своих соотечественников в высших эшелонах нового режима, своей лояльностью ему обеспечивая благосклонное отношение властей ко всей черкесской общине.
При этом нельзя не заметить, что активизация с начала века и особенно после 1908 г. требований и деятельности организаций и партий ряда нетурецких народов, их довольно тесный, хотя и временный, союз с младотурками, наконец, участие в самом младотурецком движении многих представителей более консолидированных в этнополитическом отношении, нежели черкесы, меньшинств (македонцев, албанцев, арабов, армян и др.), пытавшихся выражать, наряду с общеосманскими, и специфические этнические интересы, способствовали быстрому подъему самосознания вовлеченной в эти процессы черкесской военной и бюрократической элиты на качественно более высокий уровень, распространению в ее среде идеи гражданского служения не только государству осма-нов, но и собственному народу.
(Черкесы. 1913 г.)

Другой благоприятствовавший черкесам фактор был связан с внешнепо-литическим курсом младотурок, который основывался на доктрине пантюркизма (туранизма), провозгласившей своей конечной целью освобождение от иностранного, прежде всего российского, господства и объединение под эгидой Стамбула всех тюркских народов на пространстве от Балкан до Алтая. Поскольку такое единство физически и "технически" невозможно без включения в него Кавказа (ввиду географической оторванности анатолийских тюрок от поволжских и центральноазиатских), стимулирование среди населения этого региона протурецких настроений стало одной из важнейших задач внешнеполитической пропаганды османского государства в данный период.
Претендуя на роль покровителя кавказских народов, младотурецкий режим всячески стремился продемонстрировать свою заботу о проживающих в стране северокавказцах, что создавало известные гарантии беспрепятственного решения ими проблем своего этнического развития. При этом младотурки, безусловно, учитывали то обстоятельство, что характер умонастроений черкесской элиты, определявшийся стремлением к реваншу на исторической родине, надежно предопределял протекание любой ее деятельности в соответствующем направленности официальной кавказской политики Порты русле, не без оснований рассчитывая и на определенный вклад самой черкесской общины в распространение османского влияния на Северном Кавказе.

В 1908 г. в Стамбуле при организационном и финансовом участии ряда видных государственных и военных деятелей черкесского происхождения было создано Черкесское общество взаимопомощи (ЧОВ), объединившее в своем составе ведущих представителей интеллигенции северокавказской диаспоры. Ставя перед собой прежде всего культурно-просветительские и исследовательские задачи, члены общества весьма плодотворно и довольно профессионально занима-лись историческими, этнографическими, фольклорными и лингвистическими изысканиями, в том числе разработкой алфавитов для родных языков как на араб-ской, так и на латинской и русской графической основе. Результаты этой дея-тельности публиковались в печатном органе общества - еженедельной восьмиполосной газете "Гуазэ", а также в десятках изданных им за годы своего существования книг, брошюр, бюллетеней, журналов и т.п. на турецком, арабском и северокавказских языках. Одновременно с обществом в Стамбуле была открыта черкесская средняя "образцовая" школа, преподавание в которой велось преимущественно на адыгском языке.
Позднее, по мере подготовки преподавательских кадров, подобные школы начали создаваться и в сельской местности в некоторых районах компактного проживания северокавказцев. Отдавая себе отчет в невозможности полноценного этнического развития в условиях диаспорного расселения, лидеры ЧОВ видели основную цель своей деятельности в сохранении этнокультурной идентичности и поддержании нацио-нального самосознания широких масс своих соотечественников до появления возможности их репатриации на историческую родину. Обществом были установлены контакты не только с большинством сколько-нибудь значительных черкесских групп по всей территории Османской империи, но и с определенными кругами национальной интеллигенции Северного Кавказа, с которыми осуществлялся информационный обмен в научной, культурной и образовательной сферах. В частности, для содействия организации национальной системы просвещения из Турции на Кавказ были направлены (особенно после февраля 1917 г.) десятки преподавателей-добровольцев, а также учебные материалы и литература на родных языках.

Данная деятельность представляла собой по существу подготовку духовных и культурных основ предполагаемой независимости Северного Кавказа. Одновременно активно велась работа и по созданию ее политических предпосылок. Необходимо при этом иметь в виду, что в начале ХХ в., когда память о "земле предков" и вынужденном исходе из нее была еще достаточно свежа среди иммигрантов и их потомков, а пущенные ими на новой родине корни сравнительно неглубоки, пребывание черкесов в османских пределах рассматривалось подавляющей частью диаспорной интеллигенции как временное явление, стратегические же задачи национального выживания концентрировались в идее восстановления "целостности нации" на территории исторической родины.
Однако в условиях, когда невозможность репатриации была совершенно очевидной ввиду установленного на Кавказе царской администрацией режима и ее ясно выраженного нежелания рассматривать данную проблему, основным содержанием политической активности черкесской элиты стала поддержка требований независимости Северного Кавказа от России. При этом широко использовались возможности, предоставляемые экспансионистским характером внешней политики младотурок и особенностями международной военно-политической конъюнктуры в указанный период.
Созданный перед первой мировой войной рядом активистов ЧОВ Комитет независимости Кавказа (позднее переименованный в Комитет северо-кавказских политических эмигрантов), в деятельности которого участвовали такие известные представители черкесской по происхождению османской военно-гражданской бюрократии, как Фуад паша (маршал, сенатор), Хюсейн Рауф бей (министр морского флота Порты ), Бекир Сами бей (губернатор провинции Ли-ван), Юсуф Иззет паша (генерал, историк) и другие, немало способствовал оформлению кавказских устремлений младотурецкой дипломатии в программное положение содействия созданию самостоятельного кавказского государства, которое в этот период обычно мыслилось как конфедерация Северного Кавказа и трех закавказских стран.
С целью обеспечения международной поддержки этого требования комитетом были установлены связи с основными иностранными посольствами в Стамбуле, направлялись "группы лоббирования" (в том числе в составе официальных османских делегаций) в европейские государства обеих воюющих группировок, осуществлялись акции по привлечению внимания западного общественного мнения к положению кавказских народов и проблеме их самоопределения (например, на прошедшем в Лозанне в июне 1916 г. "Конгрессе порабощенных наций").

Своей кульминации направленная на изменение политической судьбы исторической родины деятельность черкесских организаций в Османской империи достигла после провозглашения 11 мая 1918 г. независимой Северокавказской (Горской) Республики, с большим энтузиазмом встреченного широкими слоями кавказского зарубежья. Благодаря посредничеству диаспорной политической и военной элиты лидерами новопровозглашенной республики были установлены довольно тесные контакты с младотурецким руководством.
Как и ожидалось, последнее вскоре не только официально признало эту республику, образование которой полностью отвечало его планам создания буферного государства между Турцией и Россией, но и оказало ему военную помощь, направив на Северный Кавказ специально сформированный корпус под командованием генерала Юсуфа Иззета паши, в числе офицеров и солдат которого было немало черкесов. Отбив в октябре-ноябре 1918 г. у белоказаков Л.Бичерахова Дербент и Порт-Петровск, османские войска намеревались и дальше продолжать оказывать силовую поддержку Северокавказской Республике, однако ввиду капитуляции Порты в мировой войне (30 октября 1918 г.) получили приказ о возвращении на родину и вынуждены были подчиниться ему.

Независимо от политических расчетов правящих кругов империи, десяти-летний период пребывания у власти младотурок явился, безусловно, наиболее благоприятным и результативным с точки зрения создания предпосылок для этнической консолидации ближневосточных черкесов за всю историю этого меньшинства. Несмотря на то, что этноориентированная активность представителей кавказской диаспоры в этот период была во многом плодом удачного стечения внутри- и внешнеполитических условий и определялась прежде всего государственными интересами Османской империи, которая нередко использовала черкесский фактор для достижения своих геополитических целей, не вызывает сомнений тот факт, что казавшаяся на определенном этапе реальной перспектива скорого обретения суверенитета Северным Кавказом и последующего возвращения туда зарубежных черкесов служила для диаспорных масс действенным стимулом к национальному сплочению.
Это обстоятельство в сочетании со значительной свободой национально-культурной деятельности явилось главной причиной того, что в период правления младотурок, несмотря на его непродолжительность, удалось не только приостановить ассимиляционные процессы, но и накопить известный опыт этнокультурной и отчасти этнополитической самоорганизации черкесского социума, ставший тем запасом этнической прочности, который облегчил сохранение данной группой своей идентичности на последующих, менее благоприятных для нее этапах турецкой истории.


ПРИМЕЧАНИЯ

B.Ozbek. Cerkes Tarihi Kronolojisi. Ankara, 1991. S. 156; Kafkasya Uzerine Bes Konferans. Istan-bul, 1977 (далее - KUBK). S. 10.
M.Pinson. Ottoman Colonization of the Circassians in Rumili after the Crimean War // "Etudes Balkaniques". Sofia, 1972. No. 3. P. 75.
B.Jelavich. History of the Balkans. Vol. I. Cambridge, 1983. P. 348.
K.H.Karpat. Avrupali Egemenliginde Muslumanlarin Konumu: Cerkeslerin Surgunu ve Suriye'deki Iskani // Cerkeslerin Surgunu (21 Mayis 1864). Ankara, 1993. S. 80-82;
British Documents on Ottoman Armenians. Ed. by B.N.Simsir. Vol. IV. Ankara, 1990. P. 426-427.
M.S.Firat. Dogu Illeri ve Varto Tarihi. Ankara, 1981. S. 81-82.
P.Dumont. 1865 Tarihinde Guney-Dogu Anadolu'nun Islahi // "I.U. Tarih Enstitusu Dergisi". Is-tanbul, 1979-1980. No. 10-11. S. 389-391.
C.Yildiz. Adige Dili ve Edebiyati // KUBK. S. 78-79.
Ibid. S. 80; I.Aydemir. Muhaceretteki Cerkes Aydinlari. Ankara, 1991. S. 120-124.
I.Aydemir. Op. cit. S. 125-135.
B.Bilatti. Kuzey Kafkasya ve 11 Mayis 1918 // I.Aydemir. Op. cit. S. 175; B.Ozbek. Op. cit. S. 167-168.
Birinci Dunya Harbinde Turk Harbi. Kafkas Cephesi. 3'ncu Ordu Harekati. Cilt II. Kitap II. Ankara, 1993. S. 595-596; A.N.Kurat. Turkiye ve Rusya. Ankara, 1970. S. 541-542

Чочиев Георгий Витальевич
к.и.н., доц. каф. вост. яз. СОГУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...