вторник, 26 апреля 2011 г.

Бумажная Кабардино-Балкария

Предлаем вашему вниманию материал сотрудника московского Института социально-экономического прогнозирования Анатолия Иванова.
Бумажная Кабардино-Балкария

Экономическое развитие Кабардино-Балкарии в реальности и в интерпретации республиканских руководителей суть разнонаправленные процессы. Вот и новый председатель правительства Иван Гертер успевает заявить о радужных перспективах туризма в республике буквально на следующий день после того, как горные курорты Приэльбрусья были вновь закрыты для въезда туристов. Точно так же президент республики Арсен Каноков рапортует об экономических успехах региона, где сохраняется один из самых низких уровней жизни. На фоне бумажных достижений нынешней региональной власти КБР сегодня покидают и простые граждане, и инвесторы, и… правительственные чиновники.





Не для инвесторов

Если верить агитационным публикациям СМИ, Арсен Каноков является «гением современного капитализма», и мастером привлечения в республику капитала. Сам, г-н Каноков, выдает себя за атланта, который одной левой творит у себя в регионе экономическое чудо, правой отбиваясь от бандподполья. Так он о себе и говорит: «Мне приходится одной рукой поднимать экономику, а другой - решать эту проблему (борьбу с экстремизмом, - ред.)».

Хитрость в том, что экстремисты в некогда самой безопасной республике Северного Кавказа активизировалось и диктует свою волю именно во время президентства Канокова. Что касается декларируемого подъема экономки, то и этот тезис на поверку выглядит, мягко говоря, преувеличением. Об этом, в частности, свидетельствуют данные из опубликованного Минрегионразвития РФ Доклада о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации в январе-феврале 2011 года. Несмотря на парадные реляции, по ряду ключевых экономических показателей КБР уступает большинству Субъектов Федерации, в том числе и далеко не самым благополучным соседям по СКФО.

Скажем, по объемам инвестиций в основной капитал за 2010 год (лишь 15,8 тыс рублей на душу населения) Кабардино-Балкария на предпоследнем месте из всех регионов РФ. Значение рассчитанного Минрегионом сводного индекса инвестиционной привлекательности КБР составляет 59,6, и с точки зрения инвестиционной привлекательности КБР – в десятке худших регионов России. Чуть менее привлекательной для привлечения инвестиций на Кавказе остается только Ингушетия.

В реальной жизни эти цифры иллюстрируются уходом крупных инвесторов из региона, в том числе и в соседние с КБР регионы. «Интеррос», построивший прекрасный горнолыжный курорт мирового уровня «Роза-Хутор» в Красной Поляне, намеревался создать нечто подобное и в Приэльбрусье. Однако в начале 2010 года свернул свой проект строительства курорта на северном склоне Эльбруса в урочище Джилы-Су. Вести бизнес здесь глава «Интерроса» Владимир Потанин наотрез отказался, несмотря на уговоры своего старого интерросовского соратника, нынешнего полпреда в СКФО Александра Хлопонина.

Другой крупный инвестор, государственная нефтяная компания «Роснефть», намеревавшаяся строить в КБР нефтеперерабатывающий завод, в итоге выбрала Чечню как наиболее подходящее место для своего НПЗ. Очень показательной была реакция на это г-на Канокова. «А что мы с этого будем иметь, кроме испорченной экологии?» - сказал «гений современного капитализма». При таком отношении президента республики стоит ли удивляться бегству инвесторов. Более чем за пять лет его правления в республике не просто не развилась промышленность (доля промышленности в валовом региональном продукте составляет менее 15%), но и деградировали уже имевшиеся крупные промпредприятия, производственные фонды большинства из которых в период с 2005-2010 годы были фактически ликвидированы.

Инвесторы сюда не идут, даже несмотря на наличие в республике самого низкого разрешенного уровня налога на прибыль - 5%.



Не для людей

Все это не может не сказываться на уровне жизни населения, остающегося в КБР одними из самых низких в России. По данным прошлогоднего исследования НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, КБР занимает 87 место в общероссийском рейтинге по величине прожиточного минимума.

Так, в республике отсутствует социально ориентированная региональная жилищная политика. Несмотря на рапорты республиканских руководителей о приросте вводимого в эксплуатацию жилья, квартиры очередникам из числа наиболее социально незащищенных категорий граждан практически не выделяются. Впрочем, согласно данным Минрегионразвития, объемы работ по ВЭД «Строительство» на душу населения в январе-феврале 2011 составили лишь 0,5 тыс. рублей на человека. Во всей России только пять регионов, в которых этот показатель такой же или ниже. Все это усугубляется проблемой занятости. Так, уровень регистрируемой безработицы по состоянию на февраль нынешнего года в республике составил 3,3%. По этому показателю КБР - в десятке худших в стране (по СКФО Кабардино-Балкарии уступают Чечня и Ингушетия).

К слову, республиканские власти традиционно любят ставить себе в заслугу снижение уровня безработицы в республике. Однако в данном случае за видимой позитивной динамикой стоят манипуляции с цифрами, наличие серьезной системной социально-экономической проблемы и ухудшения реального положения дел в действительности. Снижение уровня безработицы достигается не столько за счет создания новых рабочих мест и трудоустройства населения, сколько за счет оттока из региона экономически активной части населения. Работоспособные граждане уезжают в более благополучные с точки зрения занятости регионы. При этом вынужденный отток из республики русского населения оценивается примерно в 1,7 тысяч человек ежегодно.

Недавно были опубликованы предварительные результаты последней переписи населения. Они свидетельствуют о том, что с 2002 года, когда проходила предыдущая перепись, население республики сократилось на 4,6 % или на 41,6 тысяч человек. Сейчас в Кабардино-Балкарии живет 860 тысяч человек. И это по официальным, то есть, приукрашенным данным!



Особенности кланового хозяйства

Республиканский бюджет до сих пор остается дефицитным и наполовину дотируется из федерального бюджета. Хотя дефицит по итогам прошлого года и не очень большой – 3,4% - однако и тут, на фоне пропагандистских заявлений в жизни все оказывается не так позитивно. По сводному индексу бюджетной системы Кабардино-Балкарская республика – в числе регионов с минимальными значениями, то есть опять же – в числе отстающих.

При этом то и дело всплывают случаи серьезных финансовых нарушений в республике. Свежий пример – результаты прокурорской проверки, в ходе которой было установлено, что в Кабардино-Балкарии в прошлом году на содержание, строительство и ремонт зданий медучреждений было выделено менее половины запланированных бюджетом средств. Такой вот эффективный способ снизить бюджетный дефицит для очередного рапорта об экономических достижениях. В ходе прокурорской проверки установлено, что в 2010 году на эти цели бюджетом КБР были предусмотрены средства в сумме 113 млн 226,5 тыс. рублей, однако фактически профинансировано 45 млн 655,1 тыс. рублей.

В частности, в полном объеме не были профинансированы запланированные мероприятия по реконструкции и пристройке к зданию Республиканской станции переливания крови, по реконструкции хирургического корпуса Республиканской клинической больницы, а также по реконструкции лечебного корпуса инфекционной больницы Нальчика.

Впрочем, на поверхность всплывает лишь незначительная часть нарушений. Теперь уже бывший глава Контрольно-счетной палаты КБР Борис Рахаев, находивший хищений и нарушений на миллиарды рублей, был незаконно уволен (ему удалось оспорить свое увольнение в суде) и заменен одним из родственников президента республики Арсена Канокова.

Вообще, это очень характерный эпизод для республики, где вся экономика выстраивается под интересы господствующего олигархического клана, во главе которого стоит Арсен Канков. В ближайшее время все мы, очевидно, станем свидетелями формирования нового правительства, большинство постов в котором займут кунаки президента. Никаких иллюзий относительно профессионализма кандидатов при распределении министерских портфелей ни у кого в республике нет.

Примечательно, что предыдущий председатель правительства КБР Александр Меркулов очень давно мечтал оставить свой пост и уехать куда угодно подальше от Нальчика и КБР. В Кабардино-Балкарии он столкнулся с уровнем коррупции, клановости и неуправляемости ситуации, которая зашкаливала за все разумные пределы. Меркулов, который интеллектуально не справлялся с высоким напором клановых и традиционных систем по распиливанию бюджетных денег, и в Осетии и в Кабардино-Балкарии перешел в разряд белой вороны и не вписался в схемы и группировки, утвердившиеся на местах.

В конце концов, его мечта сбылась – перед ним замелькала перспектива стать заместителем губернатора Волгоградской области, и 17 марта было объявлено о его отставке.

Менее заметным, но даже, пожалуй, более репрезентативным был уход из «команды Канокова» экс-помощник президента КБР Светланы Баксановой. Г-жа Баксанова стояла у истоков создания и финансового укрепления холдинга «Синдика», банка «Центрокредит» и других принадлежащих Канокову компаний. С приходом Канокова на президентский пост она стала советником президента КБР по экономическим и финансовым вопросам, но увидев «бюджетную кухню» изнутри, выразила свое несогласие с деятельностью Канокова и ушла не только из правительства, но и из холдинга.




Иллюстрация http://mn.ru/economics/20110404/300858545.html -

доходы бюджета на душу населения в КБР – самые маленькие во всем СКФО. Меньше - только в Дагестане.



Двойная бухгалтерия полпреда

Разница между «бумажной» экономикой КБР и экономикой реальной – колоссальна, но заметна она только изнутри, то есть тем, кто находится в самом регионе. В Москве, похоже, о состоянии дел в республиканском хозяйстве судят лишь по отчетам друга Канокова, полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина. Нынешний глава республики удерживается на своем месте только благодаря протекции полпреда. К примеру, не имевший такой поддержки экс-глава Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев при реальных экономических успехах за короткий срок все же был отправлен в отставку с неофициальной формулировкой: «не показывал значимых результатов в своей работе».

Между тем, за два с половиной года пребывания Эбзеева на посту президента КЧР в экономике региона произошел ряд положительных событий. Прежде всего, при Эбзееве в Карачаево-Черкесии началось строительство екатеринбургской металлургической группой «Синара» крупного горнолыжного курорта в Архызе. К июлю прошлого года в проект было вложено 407,5 млн рублей из общего планируемого объема инвестиций в 3,5 млрд рублей — на сегодняшний день, по данным аналитического центра «Эксперт ЮГ», это крупнейший в СКФО проект в сфере туризма. Более того, Архыз должен стать первым пущенным в эксплуатацию новым курортом из числа заявленных в рамках горнолыжного кластера Северного Кавказа

Из других экономических успехов Карачаево-Черкесии при Эбзееве можно отметить восстановление крупного Эркен-Шахарского сахарного завода, создание шерстомойной фабрики московской компании «Квест-А» и старт значительного проекта в промышленности стройматериалов — на прошлогоднем Сочинском инвестфоруме республика подписала соглашение с карачаевской «дочкой» концерна Samsung ЗАО «Рустона» о строительстве нескольких предприятий в этой сфере с общим объёмом инвестиций 10 млрд рублей. В марте прошлого года в ходе визита в Черкесск вице-мэра Москвы Александра Бабурина было заявлено о новом мощном проекте в АПК — мясоперерабатывающем холдинге с объёмом инвестиций 30–40 млн евро. Предполагалось, что деньги выделят федеральный и московский бюджет, а республика только предоставит землю.

Иными словами, экономика КЧР при Эбзееве действительно стала оживать, но за два с половиной года, конечно, никакого «экономического чуда» здесь состояться не могло. Так как Эбзееву досталось значительно более тяжелое наследие, чем тому же Канокову.

По мнению экспертов, Эбзеев как истинный «законник» (доктор юридических наук и бывший судья Конституционного суда РФ) просто не стал встраиваться в специфическую систему клановых взаимоотношений, господствующую их в регионе. Александр Хлопонин – напротив, нашел свою нишу в этой системе и готов играть по здешним правилам и даже быть их проводником на федеральном уровне. Именно поэтому, то, что одним вменяют в вину как «отсутствие значимых результатов», за что отправляют в отставку, другим ставят в заслугу и преподносят как основание для продления властных полномочий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...