пятница, 26 февраля 2010 г.

«Годовщина событий 13 октября в Нальчике: первые итоги правозащитного расследования».

11 октября в Москве состоялась организованная общероссийским общественным движением «За права человека» пресс-конференция на тему «Годовщина событий 13 октября в Нальчике: первые итоги правозащитного расследования». На встречу со СМИ приехали родственники-представители погибших в ходе событий годичной давности.

Что примечательно: пресс-конференцию проигнорировали основные отечественные СМИ, но были представители многих иностранных информагенств. Потом вдруг внезапно удивляемся, почему иностранцам есть дело до нашей страны и они обеспокоены уровнем развития принципов правового государства в России.

Ну, тут уже становятся объектами пристального внимания и недовольства правозащитные организации. С больной головы на здоровую, что называется.

Как известно, ровно год назад произошел «антигосударственный террористический мятеж», в результате которого были убиты, по первым сообщениям из силовых структур, 37 человек. Эти люди – представители кабардино-балкарской молодежи. Только вместо названного количества жертв в результате их оказалось 94 человека.

По подозрению в причастности позже были арестованы еще 69 мусульман. Не исключено, что, отправленные в тюрьмы, ранее они были в числе тех 600 молодых людей, которые активно придерживались Ислама и были зачислены участковыми в список неблагонадежных граждан только за принадлежность к Исламу еще на пороге XXI столетия.

Следственное делопроизводство в отношении живых восьми человек из 69 в настоящее время завершено и передано в судебный орган г. Нальчика. Можно ли надеяться этим парням на объективный и беспристрастный суд? Найдите мне человека, кто сказал бы, что у нас все вершится по закону. Из того списка, говорят, в добром здравии в республике не осталось никого.

И, тем не менее, вот уже ровно год родственники, которые обнаружили убитыми своих сыновей, братьев, внуков, ищут справедливости. И ответов на свои вопросы.

Почему мусульманской молодежи в республике запрещено ходить в мечети, почему при выходе из молитвенных домов ребят переписывали, увозили в силовые структуры, где их систематически с применением психических и физических мер воздействия пытали, унижая их достоинство, в домах мусульман - регулярные обыски и облавы с участием вооруженных до зубов ОМОНов, СОБРов? Почему быть молящимся мусульманином в республике - значит оказаться в положении прокаженного, превратиться в объект охоты для силовых структур?

Предприниматели боятся принимать на работу мусульманскую молодежь, в противном случае бизнес закрывается. Народ запуган, практикующих мусульман сторонятся, за подачу им руки могут написать донос, записать в список «сочувствующих экстремистам» со всеми вытекающими последствиями. Без суда и следствия людей могут объявить «террористическим подпольем». Так, задолго до событий 13 октября, в районе Северный из танков расстреляли квартиру, в которой проживала семья с грудным ребенком. Чтобы они не могли сдаться, железные двери заваривают, выходящую на балкон с белым флагом кормящую мать убивают из снайперской винтовки, а затем в квартиру летит снаряд.

Силовые структуры республики, которые подчиняются неизвестно кому, борются с верующей молодежью. С теми, кто хочет жить, работать и соблюдать предписания Корана – совершать молебны в честь Всевышнего, не пьянствовать, не употреблять наркотики, не курить, не прелюбодействовать, обзаводиться семьями, растить своих детей. Им этого не давали.

Молодежи нельзя молиться на работе - их увольняли и увольняют. Нельзя молиться в укромных местах на территории учебных заведений (по канонам Ислама, мусульманин в день должен совершать пятикратный намаз, дневные намазы, а их два, могут длиться по десять-пятнадцать минут).

Ребята взывали к властям: мол, обратите внимание на наши проблемы, дискриминацию, если не сказать геноцид. Руководство в лице президента, ныне покойного, молчало и равнодушно или бессильно взирало на творимое беззаконие в республике. Молодежь выталкивали на тропу войны, на бунт, который потом назвали «антигосударственным террористическим мятежом». Такие настроения царят среди многих жителей республики.

Матери, отцы, братья, жены, измученные картинами лежащих в лужах крови родных, увиденными в «морге», непохороненными детьми, многомесячными хождениями по мукам, вопрошают, почему без суда и следствия всех убитых силовыми структурами объявили «террористами». В выдаче тел родственникам отказали сперва под предлогом необходимости выяснить, не были ли те террористами, а затем уже объявив террористами посмертно.

Родственникам убитых не выдают постановления о возбуждении уголовного дела по факту смерти, ибо не было возбуждения уголовного дела по факту массовой гибели людей, актов судебно-медицинских экспертиз о причинах наступления смерти… Для того, чтобы разобраться, защитить, реабилитировать своих сыновей, братьев и мужей, родственники добиваются возбуждения уголовного дела по факту массового убийства людей и своего права участия в уголовном деле в качестве представителей.

По сути, без суда и следствия 94 молодых человека объявлены террористами, а родственникам на основе лишь следственных материалов отказали в выдаче тел, чтобы хотя бы предать по мусульманским обычаям земле то, что осталось от их детей.

И через год после боев в столице КБР общероссийское общественное движение «За права человека» вместе с родственниками погибших задает вопросы: почему не было раненых мятежников - одни убитые? Почему на телах погибших родственники увидели следы пыток? Почему не были возбуждены уголовные дела по факту массовой гибели людей, как того требует закон?

Поэтому существуют веские основания полагать, что в числе погибших «мятежников» оказались и схваченные после боев и подвергнутые пыткам люди.

Почему всех погибших признали террористами? Почему первоначально объявленное число погибших при подавлении мятежа - 37 человек, а в рефрижераторе (временном морге) оказалось 93 тела? Почему нахождение в крови погибших трамала и димедрола рассматривается следствием как принятие перед боем тонизирующего и обезболивающего препарата?

Пострадавшие от трагедии в Нальчике, не добившись законных ответов в инстанциях Кабардино-Балкарии, Прокуратуре РФ, подали свои иски в Конституционный суд, который должен ответить на вопросы: можно ли объявлять террористами людей по определению следователей, можно ли не выдавать тела погибших, вина которых не доказана судом.

И здесь, кстати, хочется вспомнить, что 5-6 октября с.г. в Славянском культурном центре прошел семинар «Защита права на свободу совести в Европейском Суде по правам человека», где юристы-практики из разных регионов России получили редкую возможность изучить практику защиты свободы совести в российских судах и опыт обращения в Европейский Суд по правам человека на конкретных примерах.

Семинар пришел к заключению, что «только в ходе подобных открытых обсуждений и обмена мнениями с авторитетными и знающими экспертами рождается понимание того, что Европейский Суд может в реальности стать той последней инстанцией, которая поможет гражданам защитить свое право на свободу совести, если его нарушают чиновники и судьи собственного государства».

В данном конкретном случае говорить «нарушают» было бы почти кощунством. Напрашивается совсем другой термин, более жесткий. Ведь фактически часть мусульманского населения, а именно стремящаяся жить по Исламу молодежь, была пущена под пресс для того, чтобы свести ее численность в процентном соотношении к общему населению Кабардино-Балкарии до приемлемого чиновниками уровня.

Халида Хамидуллина

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...